Арт-обзор
Погрузитесь в мероприятие и пройдите небольшой тест к нему. Читайте обзоры, познакомьтесь со знаковыми мероприятиями за 2022 год
Выставка Дианы Капизовой «Бесконечное эхо ракушки» в Ruarts Foundation
Выставка Дианы Капизовой «Бесконечное эхо ракушки» в Ruarts Foundation
Чтобы вспомнить о летнем отпуске и днях блаженства на пляже, порой достаточно поднести ракушку к уху, и вот снова слышится шум волн, в голове возникают успокаивающие образы, а тело погружается в состояние подобное медитации. Если же этим летом вам не удалось как следует отдохнуть на берегу тёплого моря, небольшая выставка Дианы Капизовой «Бесконечное эхо ракушки» в пространстве Фонда Ruarts станет вашим личным местом перезагрузки.
Диана Капизова «Бесконечное эхо ракушки»
2022 Кадры из видео предоставлено: Фонд Ruarts
2022 Кадры из видео предоставлено: Фонд Ruarts
В прошлом году фонд переехал в здание расположенное в районе Нового Арбата, хотя история его основания берёт начало ещё в 2003 году. Идея создания такого пространства стала логичным продолжением личной коллекции Марианны Сардаровой, российского мецената, основательницы галереи Ruarts и продюсерской компании Ruarts Project. Сегодня Фонд Ruarts является одним из крупнейших частных проектов, команда которого специализируется на продвижении, коллекционировании и знакомстве широкой аудитории с работами современных российских авторов. Помимо проведения цикла лекций, посвящённых истории русского искусства со второй половины XX века, а также программ, приуроченных к текущим выставкам, в пространстве фонда расположена открытая библиотека, которую может посетить любой желающий по предварительной записи. При поддержке фонда и лично Марианны Сардаровой осуществляется продвижение крупных музейных проектов, а также с 2015 года проводится программа поддержки, главной целью которой является помощь в реализации проектов российских художников.
Фонд Ruarts. Трубниковский пер., 6, Москва
Первая персональная выставка Дианы Капизовой, родившейся в Первоуральске, состоялась два года назад. Реализация многочастного проекта в пространстве фонда стала возможной благодаря победе художницы в грантовой программе. Диана Капизова является выпускницей Британской высшей школы дизайна, а также резидентом российских и зарубежных программ: «Открытых студий» на Винзаводе, ГЦСИ в Кронштадте и Salzburg International Summer Academy of Fine Arts. Творчество художницы — это не просто физическое воплощение собственного мифологической вселенной, как может показаться на первый взгляд, но попытка обратиться к важным для постгуманизма темам при помощи визуального набора символов современного человека. Поэтому в работах художницы образы из классических произведений гармонично сосуществуют с фигурами, олицетворяющими собой современную массовую культуру.
Диана Капизова. «Без названия». 2022. Фото: Фонд Ruarts
Скульптурные объекты и видеоарт художницы, балансируя на грани сна и яви, наивности и серьёзного философского разговора, постепенно вовлекают зрителей в волшебный мир автора. Специально для выставки Диана Капизова создала керамические изделия, которые, с одной стороны, похожи на народную игрушку с яркой раскраской и простым морским сюжетом, с другой, невольно напоминающие человеческое прошлое, время архаики. Не зря глаз постоянно цепляется за узнаваемые формы то ли древнегреческого толоса, то ли площадки античного театра. Своей формой керамические волны скульптур также напоминают декоративную роспись древних ваз. Безусловно, такое внимание к водной стихии у древних греков связано не только с географическим расположением Эллады, но и философской мыслью того времени. Для мудрецов уже тогда одним из главных дискуссионных вопросов стало происхождение человеческого рода. Натурфилософ Фалес, например, утверждал, что из воды, как первоначала, произошло всё сущее на Земле. Большинство же из нас вспомнит миф о рождении Венеры из морской пены — сюжет, известный по картине уже мастера эпохи Возрождения. Диана Капизова в своих новых видео работах также вспоминает известные теории и народные поверья о рождении, смешивая их со знакомыми образами героев из литературы, кино и мультипликации. В небольшой видеоинсталляции в первом зале запись УЗИ плода превращается в песнь о морском мире, его удивительных жителях и проплывающем мимо корабле аргонавтов на фоне пиксельных арок.
Диана Капизова «Бесконечное эхо ракушки» 2022 Кадры из видео.
Предоставлено: Фонд Ruarts
Предоставлено: Фонд Ruarts
В своей главной видео работе, в честь которой и названа выставка, художница создает выдуманное пространство, действие которого происходит в подводном царстве, а сюжет соткан из смеси современных представлений о человеческом бытие. Все начинается с анатомического понимания зарождения новой жизни, сосуда, напоминающий формой фиал красного цвета и одновременно женские детородные органы, что кажется здесь абсолютно уместным. Затем на экране появляются пловчихи, кружащиеся в хороводе, олицетворяющем бесконечный поток жизненной энергии. Почти сразу же возникает следующая мизансцена, где художница предстает
Диана Капизова «Бесконечное эхо ракушки» 2022 Кадры из видео.
Предоставлено: Фонд Ruarts
Предоставлено: Фонд Ruarts
перед нами в сверкающем костюме русалки словно в лучших традициях мюзиклов прошлого века. В странном цифровом пространстве героиня исполняет песню на японском языке о печальной любви под джазовый аккомпанемент морских обитателей. Стоит отметить, что звуковое сопровождение в видео — важный компонент погружения в фантазийный мир. Художница часто поёт вместе с другими персонажами, но это не похоже на единое музыкальное произведение в привычном понимании, это скорее многосоставное полотно, соединяющее в себе песни сирен с двухголосным a cappella, а то и вовсе, как в случае с русалкой, с японским караоке. Чем дальше, вслед за художницей, мы погружаемся на всё более глубокие уровни сна о подводном мире, тем скорее растворяемся в иллюзорном пространстве вокруг, и тем тоньше становится грань между сознанием и бессознательным. Словно Алиса, потерянная в Стране чудес, художница сталкивается с извечными вопросами: кто мы, откуда, куда мы идём? Ответа Диана Капизова нам не даёт, возможно ответов не существует вовсе, но, несмотря на это, человечество не перестаёт ими задаваться снова и снова. Погрузиться в сказочный мир художницы можно до 23 октября на пятом этаже Фонда RuArts.
Диана Капизова. «Без названия». 2022. Фото: Фонд Ruarts
Тест
Ответьте на вопрос по тематике репортажа и получите 1 ключ +1 ключ