Арт-обзор
Погрузитесь в мероприятие и пройдите небольшой тест к нему. Читайте обзоры, познакомьтесь со знаковыми мероприятиями за 2022 год
Выставка
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»
Выставка
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»
Что, если взглянуть на авангард изнутри? Представить себя участником УНОВИСа или студентом Инхука? Выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие» в «Еврейском музее и центре толерантности» — машина времени, которая отправляет нас в яркий период рождения и развития новой философии в искусстве страны.
Нашим проводником в этом путешествии будет Лев Юдин, ученик Казимира Малевича, который старательно вел личные дневники. Именно его воспоминания об учителе и других талантливых учениках послужили основой для обращения проекта.
Год назад выставка была представлена в екатеринбургском «Ельцин центре», в Москве же увидеть работы авангардистов можно до 19 февраля 2023 года.
Нашим проводником в этом путешествии будет Лев Юдин, ученик Казимира Малевича, который старательно вел личные дневники. Именно его воспоминания об учителе и других талантливых учениках послужили основой для обращения проекта.
Год назад выставка была представлена в екатеринбургском «Ельцин центре», в Москве же увидеть работы авангардистов можно до 19 февраля 2023 года.
Кураторы проекта Андрей Сарабьянов и Наталья Мюррей решили разделить экспозицию на три больших блока согласно важным вехам в творческой и преподавательской деятельности Казимира Малевича.
Сначала приглашение в качестве учителя в Витебскую художественную школу и формирование на ее базе УНОВИСа. Затем переезд в Петроград, где художник участвует в создании Гинхука (Государственного института художественной культуры) и остается там, чтобы преподавать. Третий же этап посвящен сложному десятилетию для авангардистов.
Но несмотря ужесточение государственного репрессивного аппарата художники и дальше продолжают творческие эксперименты.
Сначала приглашение в качестве учителя в Витебскую художественную школу и формирование на ее базе УНОВИСа. Затем переезд в Петроград, где художник участвует в создании Гинхука (Государственного института художественной культуры) и остается там, чтобы преподавать. Третий же этап посвящен сложному десятилетию для авангардистов.
Но несмотря ужесточение государственного репрессивного аппарата художники и дальше продолжают творческие эксперименты.
История повествования начинается с основания витебской школы, что связано с именем Иегуды (Юрия) Пэна. Его портреты легко найти в первом зале: они резко выделяются на фоне авангардных экспериментов классическими пропорциями.
Несмотря на такой контраст именно Иегуда Пэн стал учителем многих будущих мастеров авангарда. После революции Витебск — важный центр новых теорий и взглядов в искусстве. Поэтому в определённый момент бок о бок здесь живут и работают две яркие личности, два художника, у каждого из которых свой индивидуальный подход в живописи. Речь идет о Марке Шагале и Казимире Малевиче, между которым позже возникнет конфликт.
Ученики Шагала один за другим уходят от сочных контрастных цветов и фигуративной живописи и переходят к Малевичу с его беспредметными конструкциями. Это противоречие ярко отражено в первом разделе выставки. Позднее именно ученики Малевича становятся участниками объединения УНОВИС («Утвердили нового искусства»), считая супрематизм апогеем искусства, новой реальностью.
Несмотря на такой контраст именно Иегуда Пэн стал учителем многих будущих мастеров авангарда. После революции Витебск — важный центр новых теорий и взглядов в искусстве. Поэтому в определённый момент бок о бок здесь живут и работают две яркие личности, два художника, у каждого из которых свой индивидуальный подход в живописи. Речь идет о Марке Шагале и Казимире Малевиче, между которым позже возникнет конфликт.
Ученики Шагала один за другим уходят от сочных контрастных цветов и фигуративной живописи и переходят к Малевичу с его беспредметными конструкциями. Это противоречие ярко отражено в первом разделе выставки. Позднее именно ученики Малевича становятся участниками объединения УНОВИС («Утвердили нового искусства»), считая супрематизм апогеем искусства, новой реальностью.
После распада УНОВИСа Малевич переезжает в Петроград, где начинает занимать должность директора недавно открывшегося Гинхука. Это была, своего рода, исследовательская лаборатория, где новатор вместе со студентами продолжал развивать идеи супрематизма.
Во втором разделе выставки представлены фотографии тех лет, благодаря которым можно проследить за работой художника над различными проектами. Вот Малевич с группой студентов разрабатывает модель «архитектона» — макет космической станции, где будут жить и работать будущие поколения. Благодаря кропотливой работе кураторов в сохранившемся до нашего времени коротком фильме о «Выставке петроградских художников всех направлений» были опознаны сотрудники и студенты Гинхука, известные раннее лишь по фотографиям или портретам. Для удобства зрителей во время показа рядом с фигурой выплывают «облачка» с фамилиями.
Интересно, что в кинохронике можно заметить работы, представленные и на московской выставке, например, «Композицию» Льва Юдина, оборотную сторону которой использует уже в 1930-е годы Константин Рождественский.
Постепенно супрематические формы начинают появляться и на бытовых предметах, особенно на фарфоровых изделиях, которым посвящен отдельный стенд. Даже сегодня наборы для чаепития выглядит весьма современно, хотя прошло почти сто лет. К сожалению, ни массовое производство, ни идеи о покорении космоса не смогли уберечь Гинхук от обвинений в бессмыслии и формализме. И В 1926 году руководство страны закрывает институт.
Во втором разделе выставки представлены фотографии тех лет, благодаря которым можно проследить за работой художника над различными проектами. Вот Малевич с группой студентов разрабатывает модель «архитектона» — макет космической станции, где будут жить и работать будущие поколения. Благодаря кропотливой работе кураторов в сохранившемся до нашего времени коротком фильме о «Выставке петроградских художников всех направлений» были опознаны сотрудники и студенты Гинхука, известные раннее лишь по фотографиям или портретам. Для удобства зрителей во время показа рядом с фигурой выплывают «облачка» с фамилиями.
Интересно, что в кинохронике можно заметить работы, представленные и на московской выставке, например, «Композицию» Льва Юдина, оборотную сторону которой использует уже в 1930-е годы Константин Рождественский.
Постепенно супрематические формы начинают появляться и на бытовых предметах, особенно на фарфоровых изделиях, которым посвящен отдельный стенд. Даже сегодня наборы для чаепития выглядит весьма современно, хотя прошло почти сто лет. К сожалению, ни массовое производство, ни идеи о покорении космоса не смогли уберечь Гинхук от обвинений в бессмыслии и формализме. И В 1926 году руководство страны закрывает институт.
Несмотря на утверждение в 1930-е годы соцреализма, как единственно возможного направления в живописи, художники-авангардисты продолжают следовать выбранному курсу. Теперь главной задачей для них становится попытка совместить новый живописный язык с окружающей их действительностью.
В творчестве Малевича вновь, как и в начале века, появляются фигуры крестьян. Однако теперь их пустые лики схожи с метафизическим пространством, в котором они пребывают, а сочетание в их одежде ярких контрастных цветов кажется чем-то пугающим, неспокойным.
Чувство одиночества ощущается и в работе ученицы художника Анны Лепорской.
Ее картина «Три фигуры», ставшая главной обложкой проекта, впервые выставляется после случая нападения и последующей реставрации.
Но не стоит думать, что все работы того периода передают схожий драматический мир. Николай Евграфов в работе «Вечер отдыха» при помощи цветных пятен раскрывает веселое настроение молодежи, гуляющей в парке. Несмотря на репрессии и последующее забвение художники-авангардисты существенным образом повлияли на искусство не только России, но Европы и Америки, и за это каждый зритель может лично их поблагодарить.
В творчестве Малевича вновь, как и в начале века, появляются фигуры крестьян. Однако теперь их пустые лики схожи с метафизическим пространством, в котором они пребывают, а сочетание в их одежде ярких контрастных цветов кажется чем-то пугающим, неспокойным.
Чувство одиночества ощущается и в работе ученицы художника Анны Лепорской.
Ее картина «Три фигуры», ставшая главной обложкой проекта, впервые выставляется после случая нападения и последующей реставрации.
Но не стоит думать, что все работы того периода передают схожий драматический мир. Николай Евграфов в работе «Вечер отдыха» при помощи цветных пятен раскрывает веселое настроение молодежи, гуляющей в парке. Несмотря на репрессии и последующее забвение художники-авангардисты существенным образом повлияли на искусство не только России, но Европы и Америки, и за это каждый зритель может лично их поблагодарить.
Итогом исследовательской работы к выставке стал каталог, статьи для которого подготовлены британским историком искусства и президентом Общества Малевича Кристиной Лоддер, историком искусства и автором-составителем «Энциклопедии русского авангарда» Андреем Сарабьяновым, профессором Института искусства Курто в Лондоне Натальей Мюррей, историками искусства Ириной Карасик (Государственный Русский музей) и Татьяной Горячевой (Государственная Третьяковская галерея).
Также одним из важных проектов, разработанных специально для выставки, стало приложение «Я — Малевич», благодаря которому можно ознакомиться с биографией десяти художников: Малевича, Шагала, Филонова, Лепорской, Рождественского, Юдина, Суетина, Чашника, Ермолаевой или Матюшина и попытаться посмотреть на события их глазами. Для этого понадобится смартфон, наушники и QR-код, который можно найти на стойке рядом со входом в зал.
Тест
Ответьте на вопрос по тематике репортажа и получите 1 ключ +1 ключ